smyslov_a (smyslov_a) wrote in msk_tsaritsino,
smyslov_a
smyslov_a
msk_tsaritsino

История Царицына. После 1591 г. Местные легенды и предания

После отражения последнего в истории России набега крымцев на Москву в 1591 г., русские войска сосредоточились на войне со Швецией, которая с перерывами продолжилась ещё четыре года. В 1595 г. был заключён мир. К Московскому государству отходили ранее завоёванные Швецией в ходе Ливонской войны русские крепости: Ям, Ивангород, Копорье, а также Орешек и Ладога. Ну, зачем мы рассказываем русскую историю, тогда как мы должны освещать историю Царицына? А затем, что многие эпизоды русской истории имеют непосредственное отношение и к истории нашей местности, и к тем людям, деятельность которых составляла эту историю.
Благодаря заключению мира со Швецией стороны обменялись пленными. Из шведского плена был освобождён и будущий владелец одной из пустошей, составивших в XVII веке ядро Черногрязской вотчины. Об этом человеке мы вскоре расскажем, и вы узнаете, что персонажи Ильфа и Петрова - дети лейтенанта Шмидта не были изобретение XX века. При защите крепости Копорье отличится в Смутное время владелец одного из жеребьев Шайдуровского поместья. При штурме крепости Орешек (Нотебурга) был отмечен царём Петром Первым иностранец, перешедший на русскую службу и награждённый монархом вотчиной в окрестностях Царицына. Этот иностранец - отрицательный герой романа знаменитого советского писателя. Если бы не его внезапная смерть, мы бы с вами сегодня не любовались красотами Царицына, как и вообще не было бы такого места на земле.
После русско-шведской войны положение боярина и конюшего Бориса Годунова упрочилось как никогда. Он целенаправленно окружал царя преданными себе людьми, выдвигал на высшие места образованных, но не родовитых людей, которые должны были быть ему за это благодарными. После смерти дьяка Богдана Иванова, его жеребий в Шайдуровском поместье перешёл не к его брату, подьячему Меньшому Иванову, а к другому подьячему Богдану Власьеву. Как мы уже писали, Власьев - это не отчество, а фамилия. Следовательно, Богдан был представителем дворянского рода Власьевых, который ничем особым ранее не выделялся. Несмотря на то, что Богдан Власьев был всего на всего подьячим, а род его не входил в тогдашнюю элиту, наделение его жеребьем в Шайдуровском поместье теперь уже не означало, что эти земли никому не были нужны.
Именно к этому историческому периоду (последние годы царствования царя Фёдора Иоанновича и годы царствования Бориса Годунова) следует отнести и возведение Цареборисовской плотины, и, как показали археологические исследования во второй половине XX века, строительство лестницы-пандуса на высоком берегу Язвенки в дворцовой пустоши Анберской. Украшая местность, Борису Годунову вовсе было не безразлично, кто будет с ним соседствовать. Заметим однако, что архивные документы, которые могли бы точно указать на даты указанных работ, до сих пор не открыты. Поэтому рассуждения некоторых краеведов и историков, которые считают, что Борис Годунов подарил эти земли своей сестре, Ирине Годуновой, некритично принимать на веру не стоит.
И тут мы хотели бы высказать свою позицию к различным местным легендам. Их немало. Некоторые довольно хорошо растиражированы и без всякой проверки приняты краеведами и учёными как непреложная истина. Так, легенда, распространённая среди бывших жителей села Борисова, считается фактом. В изданной в 2005 г. энциклопедии "История московских районов" написано, что после победы над крымскими татарами в 1591 г. царь Фёдор в благодарность пожаловал своему шурину ряд подмосковных сёл, в том числе и сельцо Овражки. После того как Борис Годунов стал царём сельцо было переименовано в его честь в село Борисово. О том, что эта легенда не имеет никакого отношения к истине в энциклопедии нет ни слова. Таким же образом воспроизведена история села Борисова на сайте управы. А между тем название села Борисовского встречается в архивных документах, как мы уже писали в одной из заметок, в 1589 г., то есть до татарского набега.
В нашей местности тоже были легенды, и тоже связанные с татарскими набегами. Согласно одной из них, похожей на сказку, во время татарского набега на Москву, правда, не ясно, то ли 1571 г., то ли 1591 г. татарский хан выбрал себе в жёны и увёз с собой красавицу, крестьянку деревни Шайдуровой, по имени Наталья. Оставим эту легенду без комментария. Другое устное предание от своей бабушки слышал автор этих слов. Согласно ему, деревня Шайдурова раньше располагалась совсем в другом месте. Во время своей работы в архивах мы всегда помнили это предание и нашли ему подтверждение. Действительно "столица" Шайдуровского поместья в XVI и  XVII веках располагалась на древней Фроловской дороге (это примерно, где сейчас станция метро "Кантемировская" северный вестибюль), а затем была переселена на Большую Каширскую дорогу.
Tags: История Царицыно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments