Может ли зиждиться власть на крови? Какое-то время может. Но рано или поздно людей, которые ради достижения власти пролили невинную кровь, ждёт возмездие. Ждёт возмездие и народ, который промолчал, простил узурпаторов. Так было и с Борисом Годуновым и с русским народом. Возмездие же заключалось в тех страданиях, которые неминуемо должны были обрушиться и на царя, и на народ. А "бичом Божьим" выступила целая череда Самозванцев. Не будем принимать чью то сторону в споре, кем на самом деле был Лжедмитрий I, Гришкой Отрепьевым, или подлинным царевичем Димитрием, отметим только, что его появление в границах Московского государства, можно сравнить с зерном, попавшим на хорошо удобренную почву. Царевич Димитрий канонизирован Русской Православной Церковью в качестве святого., поэтому мы рассматриваем возникшую в советское и поддерживаемое в постсоветское время версию о несчастном случае, а не об убийстве царевича, как конъюнктурное и политизированное мнение в угоду антиклерикальным силам, стоящим у власти.
Открыто провозгласив себя истинным спасшимся царевичем, Лжедмитрий, в августе 1604 г. перейдя границу с малыми силами, сумел добиться ряда побед над воеводами царя Бориса. Простые воины не видели в нём врага, они на самом деле считали его чудесным образом спасшимся царевичем. Весной 1605 г. Самозванец укрепился и медленно двинулся в сторону Москвы. Все эти события отрицательным образом сказались на здоровье царя Бориса и он внезапно скончался от вероятного инфаркта или инсульта в апреле 1605 г. Некоторые бояре присягнули после этого сыну Бориса, Фёдору Годунову. Но Богдан Бельский, которого Борис Годунов, как мы писали в прошлой заметке, подверг унизительному выщипыванию всей бороды по волоску, открыто свидетельствовал, что сам спас царевича Димитрия, и настоял, чтобы Боярская дума направила своих представителей в лагерь Самозванца в Тулу. Немедленно в Москве поднялся мятеж, и толпы москвичей убили Фёдора Годунова и его мать, разорили дворы и вотчины Годуновых, Сабуровых и Вельяминовых (три родственные между собой дворянские ветви) в Москве и ближнем Подмосковье (а значит, и село Сабурово, и село Борисово, и всё, что было построено на пустоши Анберской в том числе). Из семьи Бориса Годунова в живых осталась только его дочь, красавица Ксения Годунова, которую Самозванец использовал для удовлетворения своей похоти.
Один из героев наших прошлых заметок, Елизарий Сабуров ринулся к Самозванцу, умоляя его о пощаде. Он присягнул Лжедмитрию в Серпухове. Но этот его жест остался без внимания. Самозванец через несколько дней распорядился арестовать и отписать в казну всё имущество опальных бояр и дворян, а самих их отправить в отдалённые уголки России, выделив каждому из них по одному двору. Елизарий вместе со своим сыном Данилой и братом Тимофеем оказался в Казани, где местные воеводы поселили всех ссыльных на одном дворе. Через короткое время к ним в ссылку приехали жёны с малолетними детьми. На этом сведения об Елизарии Сабурове обрываются.
Власьевы же избежали опалы. Афанасий Власьев в составе делегации московских бояр присягнул Лжедмитрию, когда он был ещё в Туле. Самозванец обратил внимание на талантливого дьяка и обласкал его, присвоив Афанасию невиданные для России титулы великого секретаря и надворного подскарбия (казначея). Именно Афанасий ездил в Польшу сватать за своего нового хозяина Марину Мнишек. Там в Кракове был совершён чин обручения, на котором Афанасий олицетворял собой особу Самозванца. Понятно, что и Богдан Власьев был в это время среди фаворитов Лжедмитрия.
Южное ближнее Подмосковье, включая и царицынские земли, были ареной исторических событий в начале XVII века. Именно село Коломенское выбрал Лжедмитрий для последней остановки перед въездом в Москву. Здесь он ласково принимал делегации местных крестьян, возможно и из Шайдуровского поместья дьяка Богдана Ивановича Власьева.
Считается, что весной 1606 г. Самозванец готовил военный поход для освобождения Азова. В Ельце он создал огромный арсенал оружия и боеприпасов, а под селом Коломенским построил гуляй-город из передвижных крепостиц, стены которых были размалёваны чертями. Народ назвал этот гуляй-город "адом". Свадьба Самозванца спровоцировала мятеж и расправу над Лжедмитрием. Заговором руководил князь Василий Шуйский. Тело убитого похоронили в "Убогом доме" близ Серпуховских ворот. Но среди москвичей распространился слух, что в "Убогом доме" над телом Самозванца ночью мерцают странные огни, а само тело оказалось вне дома у ворот. Всё это связали с колдовством, которым занимался Лжедмитрий. Его тело отвезли под село Котлы, поместили в одну из крепостиц и сожгли. Эра Власьевых заканчивалась, а царицынские земли ждали перемены.