smyslov_a (smyslov_a) wrote in msk_tsaritsino,
smyslov_a
smyslov_a
msk_tsaritsino

Categories:

История Царицына. Царская свадьба

Царская свадьба сыграла ключевую роль в истории Царицына и предопределила его возникновение. 29 января 1626 г. царь Михаил Фёдорович советовался со своим отцом святейшим патриархом Филаретом Никитичем Московским и всеа Русии и с матерью инокинею Марфой Ивановной о своём браке: «А произволил Государь взяти за себя Государя Лукьяна Степановича дщерь Евдокею Лукьяновну, а радость их была государская, и Воскресение, Февраля в 5 день. А наперед государской радости за три два ввела Государыню в царские хоромы и нарекли Царицею».
Перед свадьбой во избежание возникновения возможных местнических дел, о которых мы уже писали, царь и патриарх указали всем приглашённым быть на торжестве без мест.

Царская свадьба была очень пышная и величественная. «А место чертожное, на котором сидел Государь и Государыня Царевна Евдокея Лукьяновна, устроено была в грановитой полате, обито бархатом червчетым, а на нем два зголовья бархатных золотных в один узор, каков Государь указал; а на зголовья положено по сороку соболей, а третей сорок, которым Государя и Государыню свахи опахивали, держал у места дьяк … Да у места ж поставлен был стол, а на столе наслано три скатерти да положена перевеча, которую подносили к Государю и (к) Государыни и к бояром, с ширинками, да сыр, да соли соловка; да и в столы положены были перевечи да солоницы с солью, а судков в первым день не ставили. А наряд в грановитой полате, образы и застенки, поставлены были в болшом месте, над государевым местом и по стенам на четыре стороны, перваго наряду, а по лавкам посланы, полавочники перваго же наряду суконные со лвы.

Свадьба царя Михаила ФедоровичаА Государыню Царевну Евдокею Лукьявовну нарядили, по их государскому чину, как ей Государыне итти на месте, в её царицыных хоромех, в платье и в венец золотой с дорогим с каменьем и с жемчюгом. И сидела Государыня до времяни в своих хоромех, а у ней свахе и боярыни … А короваи обшиты были камкою червчетою, и покрыт коровай государев бархатом золотным Турским, а царицын отласом золотным участковым, и посилы ошиты были бархатом червчетым гладким; да на кареваех же ошиты были сверх по три деветь пенезей серебреных золочены(х): с одной стороны золочены и чеканено, а с другой стороны белой гладкой. А свечи были: государева свеча три пуда, а государынина два пуда. А на свечах были обручи болшие широкие, чеканены края оба и золочены ... Богоявленскую свечу нес стряпчей … А как Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии пришед в золотую полату, и послал царицыных дружек, а велел Царевне Евдокее итти на место в грановитую полату; и Государыня Царевна шла на своих хором, через полату проходную, постелным крылцом. А наперед шли свещники и коравайники и фонарники, в терликах на соболях, а кожухи были им даны с казеннаго двора, и в шапках в черных в лисьих. А богоявленскую и обручалные свечи несли стряпчие, в золоте и в шапках в черных. А за ними нес осыпало, на золотой мисе, думной дьяк … а положено было на мису на три углы хмелю, да тридеветь соболей, да тридевет платков золотных участковых, длина пяти вершков, а ширина пол аршина, да тридеветь 6елок, да осмнадцать пенезей золоченых чеканены, да девять золотых Угорских. А за тем шли царевнины дружки ... Да перед Государынею же шли наперед, по сторонам, околничеи князь ... да дьяк … а берегли пути, чтоб никто не переходил. А за ними шел Благовещенской поп … и кропил путь святою водою. А с Государынею Царевною шли и вели под руки свахи болшие … А за боярынями несли убрусцы и ширинки государевы, и патриарховы, и государыне великие старицы иноки Марфы Ивановны, на золоченых блюдех. А пришед в грановитую полату Благовещенской поп чертежное место покропил святою водою, и Царевну посадили на место на зголовье, а сорок соболей сняв дали держать дьяку ... А на Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всеа Русии месте восадили князя Якова … Черкаскаго. А свахи все стояли у государынина места, у стола; а боярыни сели, по местом, в болшой лавке … А с свечами, пришед в полату, стали направе, [против государева места], у лавки; а короваи и с фонари стали по левой стороне, поотодвинувся подале, подле поставца».

После свадьбы царь и его отец, патриарх, были озабочены тем, чтобы устроить тестя в Москве. К этому времени свободным в Кремле был двор бывшего боярина князя Ивана Васильевича Голицына, умершего в ссылке, куда был отправлен царём за местнический спор на предыдущей свадьбе царя с княжной Марией Владимировной Долгорукой. Этот двор и решено было отдать царскому тестю, Лукьяну Степановичу Стрешневу. Но никаких заслуг, позволявших передать двор бесплатно, у Лукьяна Степановича Стрешнева не было, не было у него и денег на покупку. Тогда выкупили двор из казённых денег за очень большую по тем временам сумму 1 238 рублей 30 алтын. Вся эта сумма была роздана по монастырям на помин души усопшего князя Голицына по его духовному завещанию.

По-видимому, Лукьян Степанович не домогался чинов, и только в 1630 г. был из московских дворян произведён в окольничие. Его сыну, родному брату царицы Семёну Лукьяновичу, на момент свадьбы было примерно лет десять, и он стал первым стольником у своей сестры-царицы, которая приблизила к себе и своих двоюродных братьев, детей своего родного дяди Фёдора: Степана и Ивана Большого. Старший брат Степан, ставший после свадьбы стольником, был на государевой службе воеводой в различных городах, а Иван Большой был комнатным стольником царицы.

О том, как заботилась царица о своём младшем брате, свидетельствует Е.И. Забелин в своей Истории города Москвы: «В тот же год (1626) к празднику Рождества ему сшит богатый кафтан праздничный из турецкаго золотнаго атласа (по червчатой земле листье золото, в цветах шолк бел и лазорев), украшенный на груди восемью образцами (род запан) низаными жемчугом с канителью по червчатому атласу и шелковыми с серебром завязками с такими же кистями. По мастерской оценке этот кафтан стоил 34 р. 22 алтына, кроме образцов, которые были пожалованы от государя из хором. Ценность одежды по тому времени очень значительная, и богатый кафтан вместе с тем служит свидетелем, как одевала царица своих стольников. Тогда же ему был сшит другой кафтан, обычный, из червчатаго киндяка на лисьем меху бурых лисиц с нашивкою (застёжками) тканою в кружки из серебра с шолком и с воротником из золотнаго атласа по червчатой земле. По оценке всего материала этот кафтан, кроме меха, стоил 2 руб. 10 алтын с деньгами».
Tags: История Царицыно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments