smyslov_a (smyslov_a) wrote in msk_tsaritsino,
smyslov_a
smyslov_a
msk_tsaritsino

Categories:

История Царицына. Литовский полон (часть третья)

Изучая свою родословную, а также родословную всех жителей села Царицыно, деревень Орехово, Хохловка и Шайдрово мы опирались на те архивные источники, в которых приводились подворные описи крестьян. В центре нашего внимания была родная деревня Шайдрово. Но ничего особенного во всех указанных описях мы не обнаружили. Самый дальний наш предок, Кузьма Иванов и его дети Михаил, Иван и Степан носили самые обычные для русских крестьян имена. Но вот в описи крестьян за 1713 г., то есть спустя 40 лет с первой описи, мы встретили весьма странную фамилию крестьян, которая никак не могли быть крестьянской, но при этом она не была ни русской, ни белорусской, ни литовской: «В деревне Шайдурове. Во дворе два брата – Иван (90), да Михайла (85), дети Вардомские, вдовы ... У Михайлы внучата – Федор Гаврилов (25), Кирила Козьмин (30) Вардомские. В пояснение к цитате укажем, что в скобках приведён возраст лица. Итак, Вардомские!!! Фамилия явно польская и шляхетская, причём её никак нельзя было русифицировать. Далее читаем: "… Во дворе Тимофей Васильев сын Сулимов (45)». Фамилия Сулимов – это русификация исходной фамилии Сулима или Сулимовский.

Исследование этих фамилий позволяет сделать вывод об их шляхетском польско-литовском происхождении. Становится понятным, что переписчики и составители описей имели инструкции всячески избегать прямых указаний на данный факт. В конце XVII и в XVIII веке всем было известно, что попавшие в плен польские шляхтичи в России насильно были обращены в крестьяне, но говорить и писать об этом было не принято.

Заметим, что последний раз носители фамилии Вардомский и Сулима, потомки переселенцев, были встречены нами в документах о разделе крестьян между Кантемирами в 1651 г., что свидетельствует о том, что память о своих родовых корнях у крестьян сохранялась довольно долго. Мы тоже являемся прямыми потомками Вардомских, переселённых С.Л. Стрешневым из Великого княжества Литовского, но до нас эта родовая память о древнем происхождении не дошла.

Современные потомки литовско-польской шляхты не сохранили память о своём происхождении до наших дней. Правда, в свете сделанного нами документального открытия мы по-новому посмотрели на некоторые взаимоотношения, которые были традицией для крестьян деревни Шайдрово. За мной, Александром Смысловым, за моим отцом, Григорием Михайловичем, а по свидетельству старожилов, и за другими мужскими представителями нашего рода в деревне сохранялось родовое прозвище – Сапеги, которое в детстве почему-то казалось обидным. А теперь нам становится понятным, что это прозвище прошло через века. Оно, вероятно, указывает на то, что наши предки перед полоном служили под предводительством Павла-Яна Сапеги, воеводы Виленского, великого гетмана Литовского, активного участника русско-польской войны 1654-1667 гг.

Фактически эта война закончилась в январе 1667 г. подписанием Андрусовского перемирия. Мирный договор тогда подписать не удалось. Из-за этого не удалось решить обычный для мирных договоров вопрос об обмене пленных. Это было очень выгодно русскому правительству, так как проводимая в начале войны политика по переселению населения Белоруссии и Литвы в Россию и закреплению его за владельцами привела к тому, что фактически вернуть «литовский полон» уже не представлялось возможным. Это предвидел русский дипломат и посол, думный дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин ещё в 1663 г. Решение этой проблемы, как и некоторых других проблем межгосударственных отношений, он видел в заключении прочного союза с Польшей, за что его обвиняли в симпатиях к Польше. В своем докладе царю Алексею Михайловичу в конце 1663 г. он писал по этому поводу: «Великой Росии надобен союз с Польшей. В нынешнюю продолжительную войну в Великую Росию ис Польского государства многочисленным полоном намножено, а мир бес того не бывает, чтоб полону не отдать. Великой же Росии надобен союз с Польшей для того: полон польской и литовской поженились и замуж вышли и розводить против закону как изпомыслить. А повольное одержание чем учинить, только не союзом того миру и всякою помощию друг другу одержанием союзным, сколько мочно».

Причисление к крестьянскому сословию, а это была наиболее благоприятная ситуация для полоняника, было возможно только в случаях, когда в полон была вывезена семья целиком, или в случае, когда пленный поляк или литовец соглашался жениться на русской по выбору своего вотчинника или помещика. В редких случаях полонянин приписывался к крестьянам бобылем. В противном случае пленный мог стать кабальным холопом, социальный статус которого в России был намного ниже, чем у крестьянина.

Подобная ситуация разрешалась русскими законами. Так в пункте 69 главы XX Соборного уложения 1649 г. об этом говорилось так: «А которые литовские полоняники женаты в боярских дворех на руских крепостных и на старинных робах, или которые жонки или девки литовские полонянки в боярских дворех выданы замуж за крепостных, или за кабалных холопей, а в приводе те литовские полоняники и полонянки перед бояры в роспросе сказалися, что они в Литву итти, и у тех своих бояр, где они поженилися на русских, и полонянки, которые выданы замуж за русских, жить не хотят, и те литовские полоняники с женами с рускими жонками, и полонянки с мужьями, с рускими людьми из боярских дворов и ото всяких чинов людей свобожены и велено жить им на воле, где кто похочет. А которые литовские полоняники были у записки перед бояры, а похотели жить у тех же, у кого преже того жили, и те отданы тем же людем, кто у кого живет. А впредь только те полоняники и полонянки учнут бити челом, чтоб им дати воля, и тех литовских полоняников по тем запискам велено отдавати тем же людем, у кого они жили. А ныне о таких литовских полоняникех и о полонянках чинить указ против того же, как об них указано напередь сего».

Это свидетельствовало о том, что литовские полоняники по закону при желании могли выйти и на волю и вотчиннику или помещику надо было добиться того, чтобы полоняник перед боярской комиссией выразил желание остаться у вотчинника или помещика. Как это происходило с литовским полоном всех трёх деревень Черногрязской вотчины боярина С.Л. Стрешнева нам представить трудно. Тут могли применяться различные методы удержания, как говорится «от кнута до пряника». Наивно было полагать, что бывшим шляхтичам было жить в статусе русского крестьянина лучше, чем на своей родине. И ниже мы приведём соответствующий пример.

Андрусовское перемирие отодвинуло решение вопроса о возвращении пленных на более поздний срок. В 1686 г., когда Черногрязская вотчина принадлежала князю Алексею Васильевичу Голицыну, его отцом, князем Василием Васильевичем Голицыным, с Речью Посполитой был заключён «Вечный мир». В договоре было указано: «А что в прошедшую войну, Их Царскаго Величества всяких чинов ратные люди, Польскаго и Литовскаго народа Шляхты, и войсковых всяких чинов людей и пашенных крестьян, пленом поимали, и в Российские государства вывезли, … и тому всему вышепомянутому полону, мужеска и женска полу, Шляхте и мещаном и пашенном крестьяном, которые ныне и Бояр и Окольничих и Думных и Ближних людей и всяких чинов людей, в поместьях и в отчинах поселены во крестьяне и в задворные люди и во дворех в холопстве, сим вечным мирным договором поставлено и укреплено, остаться в Их Царскаго Величества Российском царствии вечнож, и впредь всему тому быти забвенному и непамятну». «Мышеловка» захлопнулась, возврат пленников всех сословий на родину стал окончательно невозможен.
Tags: История Царицыно
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Эх, замощу!

    Сергей Семёнович объявил о масштабном переустройстве в 2021 году "вылетной магистрали", включающей ул. Большие Каменщики, Новоспасский проезд,…

  • На Луганской уничтожают ели. SOS!

    Надо срочно спасать ели на Луганской улице. На днях знакомые гуляя с ребенком обнаружили, что прекрасные ели у здания бывшего сбербанка на Луганской…

  • Станцию Царицыно завяжут в узел. Транспортный.

    Без большой афиши на сайте Активного гражданина идут общественные обсуждения радикального преображения территории близ станции метро и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments