Неделю назад в ГМЗ «Царицыно» состоялось празднование 100-летия «Красной школы», известной старожилам районов Орехово-Борисово, Царицыно, Москворечье-Сабурово и Бирюлево. Многие бабушки-дедушки коренных жителей Царицыно учились в этой школе №3.
Учительница школы №3 Роза Аркадьевна Родионова (Воздвиженская) в этом году тоже праздновала юбилей – ей исполнилось 90 лет. На праздник -юбилей школы и своей учительницы приехали ее ученики.

Роза Аркадьевна посвятила родной школе не только всю себя, но и две книги. История школы и ее учителей хорошо отражает трудности и перемены в образовании, которые были в 19-20 веках. Вот отрывки из ее книги «Красная школа и ее окрестности»:

« В 1914 году уездная земская управа построила для школы одноэтажное кирпичное здание и двухэтажный жилой дом для учителей. Оба здания находились на улице Крестьянской, недалеко от парка. В школьном здании имелось 4 классных комнаты, кабинет заведующего школой и квартира технички с отдельным входом.»


« Со 2 ноября 1914 г. по 24 октября 1917г. в связи с нуждой, порожденной первой мировой войной, было создано Царицынское земское участковое попечительство.
В его задачи входило помогать бедным деньгами, натурой; предоставлять заработок трудоспособным, помогать в несчастных случаях; содействовать образованию детей, снабжать школьников одеждой и обувью; проводить культурно-просветительскую работу среди населения.
Средства попечительства составлялись из ежегодных ассигнований уездных и губернских земских управ; пожертвований частных лиц и членских взносов; устройства спектаклей и трудовой помощи.»
«В ноябре 1915 года 1-е Царицынское училище перешло в новое, благоустроенное здание, и после рождественских праздников для учащихся был организован приварок (обед).
Приварок продолжался полтора года. Деньги на него собирали с детей по 3 копейки в день с человека. Уездная земская управа давала по 1,5 копейки на человека, а инвентарь был куплен на средства попечительства. Приварок состоял из супа, щей, лапши, кашицы и гороха».
Школа даже участвовала в «госзаказе», зарабатывала. «10 августа 1915 г. уездная комиссия получила заказ на 120 тысяч комплектов ватных вещей. Срок исполнения отвели очень короткий – до 15 сентября. Платили за ватник 35 копеек, за бумазейное белье: за рубаху -7,5 копеек, за кальсоны- 7 копеек. Приемка белья велась строго…».
Что интересно – и тогда использовали работу «приезжих» - « Чтобы справиться с заказом, решено было давать работу по шитью и беженкам, при предоставлении ими паспорта или удостоверения личности».
А вот как описывается время после революции - октябрь 1918 года «Условия занятий были тяжелые. Школа не получала уже в течение 2 лет угля, а дров уходило очень много. Керосин отпускался только в школы, работающие в две смены. Из-за недостатка дров и продуктов в первой половине 1918-1919 учебного года приварков не было.»
Чтобы решить проблемы « было решено до получения продуктов ввести для детей чай и приступить к выпечке лепешек. Приварок ввели только в 1919 году: супы, чай, хлеб, сельдь.»
Кстати, с приходом Советской власти в 1918 г. была открыта новая школа №2. Эта школа расположилась на даче Бахрушина, поэтому ее называли «бахрушинка».
«Поселок Царицыно существовал до 1918 года. Первым председателем Совета крестьянских и солдатских депутатов Царицынской волости Московского уезда в 1918 г. был Филипп Степанович Шкулев. По его предложению, с 28 сентября 1918 года Царицыно было переименовано в Ленино. ».
«На собраниях сельских жителей, которые проходили в школе, читались первые декреты советской власти. Здесь неоднократно выступал Ф.С. Шкулев».
Ф.С. Шкулев был известным пролетарским поэтом, автором знаменитой песни
[«Мы кузнецы».]«Мы кузнецы».
Мы – кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы счастия ключи.
Вздымайся выше, наш тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи, стучи, стучи!
Мы светлый путь куем народу,
Свободный путь для всех куем,
И за желанную свободу
Мы все боролись и умрем, умрем, умрем!
Мы – кузнецы Отчизны милой,
Мы только лучшего хотим,
И мы недаром тратим силы,
Недаром молотом стучим, стучим, стучим!
И после каждого удара
Редеет мгла, слабеет гнет,
И по полям земного шара
Народ измученный встает, встает, встает!
Интересное время ожидания счастья и отрицания старых идеалов, веры…
Вот учителя вспоминали историю непонятного увольнения отца (директора школы) и дочери –(учительницы) Шухвастовых. Только потом учительница-пенсионерка Зонтова рассказала: «Училась я вместе с сыном Семена Павловича Кошкина- секретаря Ленинской волостной ячейки РКП(б)- Михаилом Кошкиным (в честь него названа улица в Москворечье-Сабурово). Он и донес отцу, что в доме И.Ф.Шухвастова висит икона. На другой день директора школы уволили без разбора дела.»
Но на защиту директора вступились учителя (не побоялись!) – подписали коллективное письмо. И Справедливость восторжествовала! Шухвастовых не только восстановили, но и … выплатили компенсацию.
А потом в 1919 году школу не минула эпидемия тифа.
В тяжелые 20-е годы, как помощь, школа получила теплые вещи для беднейших учеников. Их распределяли по жеребьевке.
Учительница вспоминает то время и как изменения в процессе образования – «Школьные программы и учебные планы постоянно менялись. Изменилось содержание и идейная направленность, методика преподавания.
Часто учителя видели ошибочность новых программ и планов и, когда возможно, учили старыми, более эффективными методами.
Отмена домашних заданий и экзаменов, отсутствие единых норм в оценке знаний учащихся снижало уровень их знаний. В 1921 г. была определена новая школьная система- пятилетки, семилетки и девятилетки.»
Но в 1923-24 были введены новые программы. Велись поиски нового в образовании.
Потом эта «бессмысленная программа была заменена Дальтон-планом (по имени американца). Весь материал делился на части. Учитель составлял письменные задания и указывал на источники для выполнения его, и ученики самостоятельно, бригадой в 3-5 человек, готовили это задание. Роль учителя сводилась на нет, и знания детей не были глубокими.»
Программы менялись еще не один раз, но учителя всегда несли детям кроме знаний свое тепло -доброе, светлое, вечное …

Но условия, в которых учились дети в эти годы, были плохими – «В школе стало уже 11 классов. Помещений явно не хватало. В школе не было канализации, отапливалась она печками. Выгребные ямы находились под полом, при входе в школу. Эти ямы очищались всего 2-3 раза в году. Запах от накопившихся нечистот разносился по всей школе. Водопровода в школе не было, воду брали из соседнего колодца.
Зимой в классах было холодно и ребятам разрешалось сидеть в пальто. Учебников было мало.»
Не минули учеников школы и годы репрессий. Это воспоминания одной из учениц: «Запомнился мне такой случай. На одном из утренников присутствовали наши родители. Я, ученица, с выражением прочитала стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…». Ко мне подошла красивая, элегантно одетая чья-то мама, посадила меня к себе на колени, приласкала.
Это была мама Коли Оболенского, который учился в параллельном классе. Позже я узнала, что родители Коли репрессированы»…
Кстати, Николай Оболенский после гибели родителей (воспитывался двумя тетками, урожденными Шереметевыми. Он стал известным архитектором и принимал участие в проектировании храма Христа Спасителя.
В 1937 году в школе сделали пристройку.
В книге рассказывается и про военные годы : «Несколько бомб упало в Царицыне и его окрестностях: был разбомблен элеватор в Бирюлеве, от фугасной бомбы пострадал павильон Миловида; бомба попала в Верхний Царицынский пруд.»
Во время войны, в 1942/43гг. директором школы был Драновский Дмитрий Иванович – отец киноактрисы Лидии Драновской, сыгравшей главную роль в кинофильме «Поезд идет на Восток».
Жена Д.И. Драновского преподавала русский язык и литературу.
«Все для фронта, все для победы»- учителя и школьники помогали колхозам в уборке урожая, сборе продуктов фронтовикам и средств на танковую колонну. В ЦГАМО хранится благодарственная телеграмма в школу от И.Сталина учащимся школы, собравшим 10338 рублей на строительство танковой колонны «Московский школьник».
В последний военный год 44/45 было трудно – тетрадей выдавалось по 3 на ученика. По району выбыло из школ 2013 учеников, по болезни и смерти – 195, в колхозе -85, отсутствие одежды и обуви – 119. Для помощи семьям школа привлекала колхозы.
Роза Аркадьевна вспоминает, что когда пришла пора провожать семилеток 7-й класс, то денег в школе на «выпускной» не было. И она пошла в Шипилово, Орехово, Рыбхоз, где была и птицеферма. Нам выделили какое-то количество яиц, картофеля, молока, муки. Ребятишки наелись, затеяли игры, танцевали под патефон. Так мы проводили свой 7-й класс в первый послевоенный год.»

В любые, даже тяжелые военные и послевоенные годы учителя школы всегда поддерживали своих учеников. Именно любовь к детям сделала эту школу такой особенной для ее учеников.
А учительница школы Р.А.Родионова до сих пор помнит многих своих учеников и знает как они живут сейчас, а ведь ее первым ученикам уже за 70.
На праздновании активное участие принимала наша самодеятельная общественная организация историков «Старожили Царицына», в т.ч. Родионов Алексей Николаевич
На фото- Р.А.Родионова и ее ученица Л.П.Русакова