m0tl (m0tl) wrote in msk_tsaritsino,
m0tl
m0tl
msk_tsaritsino

Category:

К 100-летию празднования «Красной школы»

Пятничные экскурсы в историю

Неделю назад в ГМЗ «Царицыно» состоялось празднование 100-летия «Красной школы», известной старожилам районов Орехово-Борисово, Царицыно, Москворечье-Сабурово и Бирюлево. Многие бабушки-дедушки коренных жителей Царицыно учились в этой школе №3.

Учительница школы №3 Роза Аркадьевна Родионова (Воздвиженская) в этом году тоже праздновала юбилей – ей исполнилось 90 лет. На праздник -юбилей школы и своей учительницы приехали ее ученики.

5-2

Роза Аркадьевна посвятила родной школе не только всю себя, но и две книги. История школы и ее учителей хорошо отражает трудности и перемены в образовании, которые были в 19-20 веках. Вот отрывки из ее книги «Красная школа и ее окрестности»:

1«До революции в подмосковном Царицыне на всю округу была только Земская школа, расположенная за парком, возле деревни Орехово. Школа называлась Красной».


« В 1914 году уездная земская управа построила для школы одноэтажное кирпичное здание и двухэтажный жилой дом для учителей. Оба здания находились на улице Крестьянской, недалеко от парка. В школьном здании имелось 4 классных комнаты, кабинет заведующего школой и квартира технички с отдельным входом.»

8

4

« Со 2 ноября 1914 г. по 24 октября 1917г. в связи с нуждой, порожденной первой мировой войной, было создано Царицынское земское участковое попечительство.
В его задачи входило помогать бедным деньгами, натурой; предоставлять заработок трудоспособным, помогать в несчастных случаях; содействовать образованию детей, снабжать школьников одеждой и обувью; проводить культурно-просветительскую работу среди населения.
Средства попечительства составлялись из ежегодных ассигнований уездных и губернских земских управ; пожертвований частных лиц и членских взносов; устройства спектаклей и трудовой помощи.»

«В ноябре 1915 года 1-е Царицынское училище перешло в новое, благоустроенное здание, и после рождественских праздников для учащихся был организован приварок (обед).
Приварок продолжался полтора года. Деньги на него собирали с детей по 3 копейки в день с человека. Уездная земская управа давала по 1,5 копейки на человека, а инвентарь был куплен на средства попечительства. Приварок состоял из супа, щей, лапши, кашицы и гороха».

Школа даже участвовала в «госзаказе», зарабатывала. «10 августа 1915 г. уездная комиссия получила заказ на 120 тысяч комплектов ватных вещей. Срок исполнения отвели очень короткий – до 15 сентября. Платили за ватник 35 копеек, за бумазейное белье: за рубаху -7,5 копеек, за кальсоны- 7 копеек. Приемка белья велась строго…».

Что интересно – и тогда использовали работу «приезжих» - « Чтобы справиться с заказом, решено было давать работу по шитью и беженкам, при предоставлении ими паспорта или удостоверения личности».

А вот как описывается время после революции - октябрь 1918 года «Условия занятий были тяжелые. Школа не получала уже в течение 2 лет угля, а дров уходило очень много. Керосин отпускался только в школы, работающие в две смены. Из-за недостатка дров и продуктов в первой половине 1918-1919 учебного года приварков не было.»

Чтобы решить проблемы « было решено до получения продуктов ввести для детей чай и приступить к выпечке лепешек. Приварок ввели только в 1919 году: супы, чай, хлеб, сельдь.»
Кстати, с приходом Советской власти в 1918 г. была открыта новая школа №2. Эта школа расположилась на даче Бахрушина, поэтому ее называли «бахрушинка».
«Поселок Царицыно существовал до 1918 года. Первым председателем Совета крестьянских и солдатских депутатов Царицынской волости Московского уезда в 1918 г. был Филипп Степанович Шкулев. По его предложению, с 28 сентября 1918 года Царицыно было переименовано в Ленино. ».
«На собраниях сельских жителей, которые проходили в школе, читались первые декреты советской власти. Здесь неоднократно выступал Ф.С. Шкулев».

Ф.С. Шкулев был известным пролетарским поэтом, автором знаменитой песни

[«Мы кузнецы».]«Мы кузнецы».
Мы – кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы счастия ключи.
Вздымайся выше, наш тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи, стучи, стучи!

Мы светлый путь куем народу,
Свободный путь для всех куем,
И за желанную свободу
Мы все боролись и умрем, умрем, умрем!

Мы – кузнецы Отчизны милой,
Мы только лучшего хотим,
И мы недаром тратим силы,
Недаром молотом стучим, стучим, стучим!

И после каждого удара
Редеет мгла, слабеет гнет,
И по полям земного шара
Народ измученный встает, встает, встает!




Интересное время ожидания счастья и отрицания старых идеалов, веры…
Вот учителя вспоминали историю непонятного увольнения отца (директора школы) и дочери –(учительницы) Шухвастовых. Только потом учительница-пенсионерка Зонтова рассказала: «Училась я вместе с сыном Семена Павловича Кошкина- секретаря Ленинской волостной ячейки РКП(б)- Михаилом Кошкиным (в честь него названа улица в Москворечье-Сабурово). Он и донес отцу, что в доме И.Ф.Шухвастова висит икона. На другой день директора школы уволили без разбора дела.»

Но на защиту директора вступились учителя (не побоялись!) – подписали коллективное письмо. И Справедливость восторжествовала! Шухвастовых не только восстановили, но и … выплатили компенсацию.

А потом в 1919 году школу не минула эпидемия тифа.

В тяжелые 20-е годы, как помощь, школа получила теплые вещи для беднейших учеников. Их распределяли по жеребьевке.

Учительница вспоминает то время и как изменения в процессе образования – «Школьные программы и учебные планы постоянно менялись. Изменилось содержание и идейная направленность, методика преподавания.

Часто учителя видели ошибочность новых программ и планов и, когда возможно, учили старыми, более эффективными методами.

Отмена домашних заданий и экзаменов, отсутствие единых норм в оценке знаний учащихся снижало уровень их знаний. В 1921 г. была определена новая школьная система- пятилетки, семилетки и девятилетки.»

Но в 1923-24 были введены новые программы. Велись поиски нового в образовании.
Потом эта «бессмысленная программа была заменена Дальтон-планом (по имени американца). Весь материал делился на части. Учитель составлял письменные задания и указывал на источники для выполнения его, и ученики самостоятельно, бригадой в 3-5 человек, готовили это задание. Роль учителя сводилась на нет, и знания детей не были глубокими.»
Программы менялись еще не один раз, но учителя всегда несли детям кроме знаний свое тепло -доброе, светлое, вечное …

6В 1931 году учащиеся школы собрали 38 руб. 58 коп. на дирижабль «Клим Ворошилов» и призвали другие школы района последовать их примеру. Об этом было напечатано в газете «Ленинский путь» 30 марта 1931г.

Но условия, в которых учились дети в эти годы, были плохими – «В школе стало уже 11 классов. Помещений явно не хватало. В школе не было канализации, отапливалась она печками. Выгребные ямы находились под полом, при входе в школу. Эти ямы очищались всего 2-3 раза в году. Запах от накопившихся нечистот разносился по всей школе. Водопровода в школе не было, воду брали из соседнего колодца.

Зимой в классах было холодно и ребятам разрешалось сидеть в пальто. Учебников было мало.»
Не минули учеников школы и годы репрессий. Это воспоминания одной из учениц: «Запомнился мне такой случай. На одном из утренников присутствовали наши родители. Я, ученица, с выражением прочитала стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…». Ко мне подошла красивая, элегантно одетая чья-то мама, посадила меня к себе на колени, приласкала.
Это была мама Коли Оболенского, который учился в параллельном классе. Позже я узнала, что родители Коли репрессированы»…

Кстати, Николай Оболенский после гибели родителей (воспитывался двумя тетками, урожденными Шереметевыми. Он стал известным архитектором и принимал участие в проектировании храма Христа Спасителя.

В 1937 году в школе сделали пристройку.
В книге рассказывается и про военные годы : «Несколько бомб упало в Царицыне и его окрестностях: был разбомблен элеватор в Бирюлеве, от фугасной бомбы пострадал павильон Миловида; бомба попала в Верхний Царицынский пруд.»

Во время войны, в 1942/43гг. директором школы был Драновский Дмитрий Иванович – отец киноактрисы Лидии Драновской, сыгравшей главную роль в кинофильме «Поезд идет на Восток».
Жена Д.И. Драновского преподавала русский язык и литературу.

«Все для фронта, все для победы»- учителя и школьники помогали колхозам в уборке урожая, сборе продуктов фронтовикам и средств на танковую колонну. В ЦГАМО хранится благодарственная телеграмма в школу от И.Сталина учащимся школы, собравшим 10338 рублей на строительство танковой колонны «Московский школьник».

В последний военный год 44/45 было трудно – тетрадей выдавалось по 3 на ученика. По району выбыло из школ 2013 учеников, по болезни и смерти – 195, в колхозе -85, отсутствие одежды и обуви – 119. Для помощи семьям школа привлекала колхозы.

Роза Аркадьевна вспоминает, что когда пришла пора провожать семилеток 7-й класс, то денег в школе на «выпускной» не было. И она пошла в Шипилово, Орехово, Рыбхоз, где была и птицеферма. Нам выделили какое-то количество яиц, картофеля, молока, муки. Ребятишки наелись, затеяли игры, танцевали под патефон. Так мы проводили свой 7-й класс в первый послевоенный год.»

5-6Сейчас в школе в Орехово-Борисово сделан музей школы, ученики разных выпусков собираются и вспоминают свою школьную жизнь.

В любые, даже тяжелые военные и послевоенные годы учителя школы всегда поддерживали своих учеников. Именно любовь к детям сделала эту школу такой особенной для ее учеников.

А учительница школы Р.А.Родионова до сих пор помнит многих своих учеников и знает как они живут сейчас, а ведь ее первым ученикам уже за 70.

На праздновании активное участие принимала наша самодеятельная общественная организация историков «Старожили Царицына», в т.ч. Родионов Алексей Николаевич

На фото- Р.А.Родионова и ее ученица Л.П.Русакова

Tags: История Царицыно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments