Борьба с заторами в Москве и области (crusandr) wrote in msk_tsaritsino,
Борьба с заторами в Москве и области
crusandr
msk_tsaritsino

Category:

Вечерний прогон Липецкой и Бакинской

Оригинал взят у crusandr в Вечерний прогон Липецкой и Бакинской
После успехов светофорной оптимизации нескольких узлов Москвы я решил замахнуться на вечернюю «протяжку» целого направления длиной 6 километров – Липецкой и Бакинской улиц. Тем более транспортная нагрузка на них увеличилась после нашей осенней переразметки Пролетарского проспекта с 6 полос на 7 и недавней регулировки светофоров с Нагатинской улицей на Варшавском шоссе и проспекте Андропова.

512951_original

Липецкая и Бакинская улицы – часть недомагистрали от Таганской площади до М-4 «Дон». Единого названия у этого коридора нет - неудивительно, ведь он проходит аж по 10 улицам и проспектам! [посмотреть все]улица Большие Каменщики, Новоспасский проезд, улицы Симоновский Вал, Велозаводская, Сайкина, проспекты Андропова Пролетарский, Кавказский бульвар, улицы Бакинская и Липецкая Но важность этой дороги для юга Москвы трудно переоценить:
-  это одна из двух магистралей с востока от Павелецкой железной дороги, переездов через которую нет;
-  она проходит по одному из трех мостов через Москва-реку в ЮАО;
-  это единственная дорога, ведущая в огромный жилой район Бирюлево-Восточное;
-  в Московской области ее продолжает 8-полосная «олимпийская» трасса М-4 Дон

Несмотря на все это, никаких серьезных работ в коридоре Таганка – Бирюлево (кроме нескольких «пробокнетовских» локальных мероприятий) не проводилось и пока не планируется. Зато дорогу «осчастливили» выделенной полосой. Конечно, в участке этой выделенки от МКАД до Кантемировской есть транспортный смысл, но водителям и пассажирам личного транспорта от этого не легче. Надежда на разгрузку Липецкой и Бакинской появится после открытия эстакады Подольских курсантов – Элеваторная улица, которая даст возможность въезжать в Бирюлево-Восточное с Варшавского шоссе. Но к строительству этой эстакады только что приступили и открыть ее по контракту должны лишь в мае 2016 года - а судя по темпам работ, это произойдет даже позднее.

Единственный способ быстро улучшить движение - светофорное регулирование.«Протянуть» Липецкую с Бакинской вечером оказалось и сложнее, и проще, чем Варшавское шоссе. Сложнее потому, что пришлось проанализировать сразу 13 светофоров. А проще потому, что все они на этой дороге уже подключены к «Интеллектуальной транспортной системе» и синхронизированы друг с другом. И еще потому, что сами фазы менять не понадобилось, только их длину, а ей в ЦОДД могут управлять дистанционно.

В итоге задачу удалось успешно решить в рекордные сроки. Скорость проезда на Бакинской и Липецкой выросла, длина пробки и время ее наблюдения - сократились, а люди экономят вечером от 10 до 20 минут!

Было до регулировки. Вечер 3 февраля Стало после регулировки. Вечер 10 февраля
было-стало


[Анализ причин и реализованные предложения]Как я анализировал
Этап 1. Понаблюдал динамику (хотя точнее будет назвать это «статикой») потока в вечерний час пик. Выяснилось следующее:
-  «Красная (5-10 км/ч)», а порой и «бордовая» (2-5 км/ч) пробка начиналась на Пролетарском проспекте от метро Кантемировская.  Столь же жестко стояли и все возможные объезды-подъезды: улицы Бехтерева и Севанская, Каспийская, Тимуровская.
-  Все это продолжалось до слияния с Каспийской улицей (Царицынский путепровод), на котором все «желтеет», а после перекрестка с 6-й Радиальной и «зеленеет».
-  Дальше серьезные затруднения наблюдались уже перед Лебедянской улицей.
Запомним 3 критичные точки из 13: Бакинская – Севанская, Липецкая – 6-я Радиальная, Липецкая – Лебедянская.

Этап 2. Запросил в ЦОДД существующие режимы работы (на жаргоне «пофазники» с «повремянками»). Режимы работы оказались в виде таблиц вот такого вида. Зеленым внизу 13 закладок с таблицами по всем светофорам.

таблица

А вот пофазник к этой же таблице. Таких просмотрел тоже 13 (впрочем, большинство из них попроще):
пофаз
Этап 3. Нанес все светофоры на карту и проанализировал причины проблем. Красным отмечены самые критичные перекрестки.

512951_original

Выяснилось много интересного. Для начала, длина вечернего цикла на всех перекрестках Липецкой и Бакинской оказалась очень маленькой, всего 160 секунд. Хотя на большинстве радиальных магистралей вечерний пиковый цикл от 180 до 210 секунд. 160 секунд на Липецкой тем более нелогичны, что здесь, в отличие от какого-нибудь Ленинского проспекте, почти нет сильно нагруженных примыканий и пересечений: ее просто некуда и неоткуда пересекать.

Получила "числовое" объяснение проблема на перекрестке Бакинской и Севанской: «зеленый» в область горел лишь 42% времени цикла, остальное время «съедали» пешеходная фаза, фаза Севанской и левый поворот из области. Схожая картина на перекрестке Липецкой и Лебедянской: тоже 4 фазы, только там Липецкая в область едет 53% времени. При этом на всех остальных перекрестках Липецкая едет 75-80% времени цикла в те же 2 полосы!

Интересная картина наблюдалась на перекрестке с 6-й Радиальной. Раньше там было 2 фазы: прямой ход Липецкой и левый поворот на 6-ю Радиальную с пешеходами через Липецкую. Но длина левоповоротного кармана очень небольшая, он быстро переполнялся и начинал «держать» одну из прямоходных полос в область.
2

Чтобы этого избежать, в вечерней программе ЦОДД еще в прошлом году сделал длинную «веерную» фазу. В ней карман и проезд прямо в область едут одновременно и переполнения не происходит.

Но и это еще не все. Оказалось, что Липецкая и Бакинская были объединены в одну зону координации со всеми светофорами на Пролетарском и Андропова аж до Нагатинской. А менять длину цикла можно только во всей зоне сразу.

Что я предложил
1. Увеличить вечерний цикл с 160 до 190 секунд на всех 13-ти светофорах Бакинской и Липецкой. А чтобы не разгонять цикл на Пролетарском проспекте, вывести их в новую, 3-ю зону координации, отделив их от 2-й зоны, которая начинается от Нагатинской.
2. «Протянуть» Липецкую и Бакинскую в область прежде всего и насколько возможно на перекрестках с Севанской и Лебедянской. На первом получилось увеличить длительность зеленого в область с 42 до 53% времени (с 67/160 до 100/190 секунд), на втором – с 53 до 57% времени (с 84/160 до 109/190).
3. Все остальные перекрестки «подтянуть» под новую длину цикла. Еще важно было не слишком зажать остальные направления (левые повороты и выезды), не забыть про минимальное время пешеходной фазы и т.д.

Что получилось
Все рекомендации и новую программу расписал по 13 таблицам. И Центр организации дорожного движения после небольших корректив внедрил все это буквально в течение недели.

О результатах уже написал вначале. Добавлю лишь, что значительное улучшение ситуации подтверждается и камерами ЦОДД, и данными Яндекса, и наблюдениями участников движения. Но разумеется, есть одно большое «но»: при любом ДТП тут же блокируется минимум одна из двух полос и наступает коллапс, невзирая ни на какое светофорное регулирование. А ДТП тут не редкость. Особенно в месте выезда с Каспийской на Липецкую, где плохой обзор и маленький радиус выезда.

1

Возможное решение – "оптимизировать" (убрать) выделенную полосу в область на участке 1,8 км от моста хотя бы до Элеваторной улицы и «прикрыть» для выезжающих с Каспийской правую полосу, что позволило бы свести ДТП к минимуму. Если это не удастся, есть еще одна светофорно-разметочная идея для этого перекрестка, но она требует моделирования. (Подсказка: нечто похожее мы предложили для узла ТТК – Ленинградский.)


Что еще можно и нужно сделать на Липецкой и рядом?
Саму светофорную вечернюю программу координации я бы больше не трогал: «работает – не трожь». Максимум, о чем можно подумать – добавить Липецкой и Бакинской еще 10-20 секунд, увеличив цикл. Все остальные изменения надо делать строго точечно для решения конкретных проблем, если они появятся.

Впрочем, кое-что на самом южном участке Липецкой можно сделать разметкой: за счет сужения полос переразметить Липецкую из 6 полос на 8 от МКАД до Липецкого путепровода, чтобы облегчить въезд с МКАД в Бирюлево-Восточное. На проспекте Андропова нужно выполнить целый комплекс разметочно-уширительных мер. Очень поможет югу столицы и переразметка Каширского шоссе от Пролетарского проспекта до Борисовских прудов в область с 4 полос до 5, если обеспечить 3 полосы для левого поворота на Борисовские пруды.

Надеюсь, что-то из этих мер удастся реализовать уже в этом году. Конечно, при условии, если наладившуюся работу с ЦОДД по светофорам нам  удастся распространить и на организацию дорожного движения. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть, но пока не буду забегать вперед.

Расскажите о ваших впечатлениях от изменений на Липецкой и Бакинской. Что и почему вы бы здесь еще поменяли? И еще. Насколько вам интересны подробности рабочего процесса под спойлером? А то есть мнение, что это скучно, нудно и доступно лишь для 0,1% особо въедливых.

Если вам все это интересно, добавляйте мой блог в друзья.


Tags: Дорожное движение, ул. Бакинская
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments