smyslov_a (smyslov_a) wrote in msk_tsaritsino,
smyslov_a
smyslov_a
msk_tsaritsino

Category:

История Царицына. События 1591 г.

Мы уже думали, что наши исторические заметки никому не интересны, но вот получили вопрос, который показывает, что нас внимательно читают. А это говорит о том, что наш труд не напрасен. Вопрос был таким: "Можете дословно написать как указан в выписи 1589 г.? Не имеется ли в ней дополнительных указаний или исторических ориентиров по этой дате?". В наших коротких заметках мы избегаем цитирования, так как при этом надо было бы давать сноски на источники. Если всё это делать, то заметки выглядели бы слишком научно. Вот в нашей книге, которую мы написали с сыном, всё это есть: и точные цитаты, и сноски. Если кто-то хочет познакомиться с книгой, может позвонить по телефону моего сына, Павла: 9-903-686-31-87.
Ну, а теперь ответ на вопрос. В этот раз, чтобы ответить на вопрос читателя, мы сделаем исключение и воспроизведём заголовок той выписи, о которой мы писали в прошлой заметке: "Выписку списка ж с книги письма и дозору Елизарья Сабурова и подьячего Ивана Яковлева 97 году за скрепой по листам дьяка Максима Чиркова, да за справой подьячего Васьки Ратолева между прочим написано. Московского уезду к селу Коломенскому с приселки и з деревни ...". Как видим, указан 97 год. Но что это за год?
В своей книге мы основывались на общепринятой научной хронологии. Известно, что до Петровской реформы летоисчисления в России годы отсчитывали от сотворения мира. Новолетие приходилось на 1 сентября старого (по Юлианскому календарю) стиля. Разберём конкретный пример. Если бы мы встретили в древнем тексте такую дату: "В 97 году генваря в 26 день", то на какой год в современном летоисчислении от Рождества Христова приходился упомянутый 97 год? Во-первых, и в XVI, и в XVII, и в XVIII веке было принято опускать при употреблении допетровского старого летоисчисления первые две или одну цифры. Правильнее было писать 7097 год. Но современники знали, что, когда они читали: 97 год, понимать надо было 7097 год от сотворения мира. Во-вторых, 97 год начинался не 1 января, как сейчас, а 1 сентября, и заканчивался 31 августа. В-третьих, чтобы перевести дату, указанную по летоисчислению от сотворения мира, в дату по летоисчислению от Рождества Христова, нужно для дат с 1 сентября до 31 декабря одного и того же года от сотворения мира, из числа, представляющего год в системе летоисчисления от сотворения мира, вычесть число 5509, а для дат с 1 января до 31 августа того же года от сотворения мира - вычесть число 5508. Это универсальное правило. Таким образом, 26 января 97 года (7097 г.) приходилось на 26 января 1589 г. (7141 -5508). Однако в нашей книге мы ограничились переводом по указанной методике дат из системы летоисчисления от сотворения мира в систему летоисчисления от Рождества Христова. При проведении реформы летоисчисления Пётр I не заменил существующий в России Юлианский календарь на Григорианский, который в то время уже широко использовался в Европе. Поэтому все даты, указанные в нашей книге, исчислены по Юлианскому календарю. Когда же мы встречам в древнем тексте просто 97 г., то научно правильно писать: 1 сентября 1588 г. - 31 августа 1589 г. Но чтобы не усложнять текст мы в предисловии своей книги сделали допущение, что, если мы пишем 1589 г., то подразумевать нужно период: 1 сентября 1588 г. - 31 августа 1589 г. В выписи, о которой мы писали не было никаких указаний на какие-либо исторические события. Вот такой получился сложный ответ на простой вопрос, но мы ведь пишем для умных людей.
А теперь ближе к истории. Заметим, что три из  четырёх описанных Елизарием Сабуровым пустошей, пустоши Коржавинская, Бобынино и Орехово, действительно, территориально составляли одно целое, но они были отделены от речки Черногрязки. Черногрязская пустошь была расположена на противоположном берегу Черногрязки и не имела с этими тремя пустошами общей межи. Пустоши, на которых мы в настоящее время любуемся храмом и дворцом, в описании Елизария Сабурова не были упомянуты, об их названиях стало известно только через сто лет после описания. Это говорит о том, что они, скорее всего, все сто лет оставались дворцовыми, не передавались частным владельцам. По названию одной из них, на которой располагается дворец и прилегающая к нему часть парка, мы можем обоснованно предположить, что на ней имелись строения. Называлась эта пустошь - Анберская. Мы сегодня с вами знаем слово "амбар", но в старину это слово и звучало и писалось по другому - "анбар". От слова "анбар", которое указывало, что на этой пустоши располагались анбары (амбары), и возникло её название. Три пустоши, о которых мы написали, что они составляли единое целое, отделялись от речки Черногрязки ещё одной небольшой пустошью. Её названия мы узнали из описаний начала XVII века. Именно на месте этой небольшой пустоши возникла впоследствии деревня. Потомки её жителей живут сегодня рядом с нами, и мы знаем их по фамилиям. Но обо всём этом мы расскажем в своё время. Странно, что мы в одной из заметок апеллировали к носителям древних фамилий, но ни один не откликнулся. Неужто, никто своими предками не интересуется?
В  истории Царицына, как в зеркале, можно проследить историю нашей страны с XVI по XVIII век. Через 20 лет после сожжения Москвы во время татарского набега, в результате которого вся царицынская местность была разорена, летом 1591 г. крымская конница вновь заполонила все царицынские луга и поля. Всё живое, попадавшееся на пути этих хищников, безжалостно уничтожалось. Все мы знаем, что в мае 1591 г. в Угличе был убит царевич Димитрий, последний сын-отрок Ивана Грозного. Вся Россия наполнилась слухами, что убийство было организовано по приказу Бориса Годунова, который занимал возле трона царя Феодора Иоанновича первейшее место. У царя, женатого на сестре Бориса, не было детей, поэтому царедворцу смерть царевича Димитрия была очень выгодна. Род Ивана Грозного прерывался, и Борис мог претендовать на царский трон. Неизвестно, как бы развивались события, связанные с убийством царевича, и не могло бы народное негодование привести к низвержению Бориса, если бы не грандиозный татарский набег.
Для татарского набега имелись свои исторические предпосылки. В то время Россия довольно удачно воевала со шведами, добиваясь выхода к Балтийскому морю. Шведы, чтобы ослабить давление русских, заключили союзнический договор с Османской империей, вассалом которой в то время было Крымское ханство. Выполняя эти союзнические обязательства, и мечтая обогатиться за счёт разорения русских земель, турки и крымцы ударили по Московскому государству с юга. Но если 20 лет назад, в 1571 г., когда русские были совершенно не готовы к этому набегу, татарам удалось беспрепятственно сжечь Москву и разорить её окрестности, в этот раз ситуация была совсем другой. Борис Годунов был проницательным политиком, учитывал все возможные угрозы и смог подготовиться к войне на два фронта. 4 июля 1591 г. татарское войско Казы-Гирея, насчитывающее 100 тысяч, а по некоторым оценкам, и 150 тысяч человек по Большой Серпуховской дороге подошло к Москве. В этот день татары заняли село Котлы. Но дальше продвинуться не смогли, так как завязались ожесточённые столкновения с русским войсками, которыми командовали князь Мстиславский и Борис Годунов. Последнему необходимо было, как никогда, себя проявить в качестве спасителя отечества, чтобы отвести от себя зреющий после убийства царевича народный гнев. Впервые русские применили новое оружие, которое успешно помогало им и в будущих войнах. Русские отряды укрывались от туч татарских стрел в передвижных бревенчатых укрытиях-крепостицах, в которых были сделаны отверстия для прицельной ружейной и орудийной стрельбы. Все эти крепостицы в совокупности назывались "гуляй-городом". Это позволяло минимизировать собственный урон.
В тот день дело не дошло до генерального сражения. Казы-Гирей, поняв, что преимущество во внезапности потеряно, а русские лучше вооружены и организованы, к вечеру отступил к селу Коломенскому, расположившись по обе стороны Москвы-реки. Ночью пушкарям из русского гуляй-города почудилась какая-то тревога, и они сделали залп в темноту. Но этот залп внезапно поддержала вся московская артиллерия. Поднялся страшный шум. Бояре и дворяне решили выпустить на разведку малочисленные конные разъезды, которые добрались до самого Коломенского. А что же татары? Они сначала услышали сильнейшую  артиллерийскую канонаду, а затем обнаружили возле своих шатров русских конников. Страх охватил их души. Ничего не зная о противнике, татары бросились в безудержное бегство уже по древней Коломенской и Фроловской дорогам. Их поход окончился для них весьма печально. В тот год немногие из них вернулись домой. Борис Годунов праздновал победу, получил лавры спасителя отечества и заглушил победой гнев народа за убийство царевича, тем самым освободив себе путь к царскому трону. А ведь ареной всех этих исторических событий были, в том числе и наши царицынские земли!
Напомню, кто интересуется нашей книгой: "Царицыно. История села Чёрная Грязь и его окрестностей в XVI - XVIII веках", может позвонить по телефону: 8-903-686-31-87 (Павел).
Tags: История Царицыно
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Эх, замощу!

    Сергей Семёнович объявил о масштабном переустройстве в 2021 году "вылетной магистрали", включающей ул. Большие Каменщики, Новоспасский проезд,…

  • На Луганской уничтожают ели. SOS!

    Надо срочно спасать ели на Луганской улице. На днях знакомые гуляя с ребенком обнаружили, что прекрасные ели у здания бывшего сбербанка на Луганской…

  • Станцию Царицыно завяжут в узел. Транспортный.

    Без большой афиши на сайте Активного гражданина идут общественные обсуждения радикального преображения территории близ станции метро и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments